Душоново: Храм Тихвинской Богоматери ·Православная гимназия ·Военно-исторический фестиваль

ПОЛОЖЕНИЕ О рабочей программе

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гимназии «Ковчег»

д. Душоново

_________________ Новичков А.В.

«___» ___________2014 г.

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧИТЕЛЯ

негосударственного образовательного частного учреждения «Православная Классическая Гимназия «Ковчег»

 

1. Общие положения

1.1.   Настоящее Положение  разработано в соответствии с  Федеральным законом «Об образовании в РФ»,  Уставом Гимназии «Ковчег» (далее - Гимназии)  и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ учителей Гимназии.

1.2. Целью данного положения  является выработка единых требований на уровне  Гимназии к составлению  рабочих программ по:

¾              обязательным учебным предметам учебного плана Гимназии;

¾              предметам, дополнительно введённым в учебный план Гимназии за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в соответствии с особенностями Гимназии и её образовательной политики (конфессиональная принадлежность, миссия, цели, задачи и др.);

¾              элективным и факультативным курсам;

¾              предметным кружкам, кружкам, объединениям, секциям дополнительного образования.

1.3. Рабочая программа, утвержденная Гимназией - это локальный нормативный документ, созданный на основе примерной или авторской   программы, с учётом целей и задач образовательной программы Гимназии и отражающий пути реализации данного предмета: определяет  содержание,  объем, порядок изучаемой учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам.

1.4. Рабочая программа, как компонент основной образовательной программы Гимназии, определяет  содержание деятельности Гимназии в соответствии с образовательной программой Гимназии, направленной на реализацию федерального  государственного  образовательного   стандарта общего образования, с учётом особенностей образовательной политики Гимназии, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагога. 

1.5. Цель рабочей программы - планирование, организация и управление образовательным процессом по определенному учебному предмету (курсу, модулю). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы Гимназии.

Задачи программы:

1. Реализация федерального государственного образовательного стандарта общего образования при изучении конкретного предмета.

2. Определение содержания, объема, порядка изучения учебных предметов с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса Гимназии и контингента обучающихся.

1.6. Рабочая программа выполняет следующие функции:

  • нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме;
  • информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы обучающимися средствами данного учебного предмета;
  • организационно-планирующая  функция  предусматривает  выделениеэтапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

1.7.Функции программы определяют следующие требования к ней:

  • наличие признаков нормативного документа;
  • учет основных положений образовательной программы Гимназии;
  • системность и целостность содержания образования;
  • последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов со-держания курса;
  • учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана Гимназии;
  • конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

1.8. При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

¾   целевые ориентиры и духовные ценностные основания деятельности Гимназии;

¾   состояние здоровья обучающихся;

¾    уровень развития их способностей;

¾   характер учебной мотивации;

¾   качество учебных достижений;

¾    образовательные потребности;

¾   профессиональные возможности педагога;

¾   состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения Гимназии.

1.9. Программа составляется в двух идентичных экземплярах: один - для учителя, другой - для администрации Гимназии.

 

2. Разработка рабочей программы

 

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, дополнительным образовательным программам, относится к компетенции образовательной организации и реализуется ею самостоятельно.

2.2. Нормативной и содержательной основой для составления рабочих программ является примерные  программы, детально раскрывающие обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана и  служащие инструментом для реализации  федерального  компонента  государственного  стандарта  общего образования  в  Гимназии. Примерные программы являются документом-ориентиром при  подготовке  рабочих  программ  по  предметам,  входящим  в  Базисный учебный  план.  Также  примерные  программы  могут  быть  документом-ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов.

2.2.1. При составлении рабочей программы учитель берёт за основу: 

¾   авторские программы и примерные программы по данному предмету (в

данном случае примерные программы являются обязательным документом-ориентиром, задающим границы корректировки авторских программ);

¾   примерные программы и материалы авторского учебно-методического

комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии

учебников, имеющихся в федеральном перечне);

¾   примерные программы по отдельным учебным предметам общего образования.

¾   основную образовательную программу основного общего образования Гимназии.

2.2.2. Допускается использование в качестве рабочих программ педагога рабочих программ на печатной основе издательств «Учитель» и «ВАКО».

2.3. Составитель рабочей программы может самостоятельно расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы;

устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное

на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости,  а  также  исходя  из  материально-технических  ресурсов  Гимназии конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

2.4. Рабочая программа составляется на конкретный класс, на один учебный год.

2.5. Рабочая программа является основой для создания учителем календарно- тематического планирования на каждый учебный год.

2.6. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов.

 

3. Структура и  оформление рабочей программы

 

 3.1. Структура рабочей программы является формой представления учебного

курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей

внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

¾   титульный лист;

¾   пояснительная записка;

¾   основное содержание;

¾   требования к уровню подготовки обучающихся;

¾   календарно-тематическое планирование;

¾   критерии оценки;

¾   перечень учебно-методического обеспечения.

3.1.1. Структурные элементы рабочей программы педагога

 

Элементы

рабочей

 программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

См. Приложение 1.

¾   Наименование ОУ;

¾   гриф утверждения программы;

¾   название курса, для изучения которого составлена программа;

¾     уровень программы (базовый,  профильный  уровень,  углубленное  или расширенное изучение предмета); 

¾   указание класса (параллель), в котором изучается курс;

¾   Ф.И.О. педагога -    составителя рабочей программы;

¾   год составления программы.

Пояснительная

 записка

Учитель должен:

¾                             определить цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной  программы Гимназии;

¾                             дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Если учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины её выбора, её соответствие основной образовательной программе Гимназии и особенностями реализации в конкретном классе. В этом случае пояснительная записка является очень краткой.

 

 

 

 

 

Основное содержание программы.

 

Этот раздел включается учителем в рабочую программу, если:

¾     в авторскую программу (рабочую программу авторов учебника) обоснованно внесены значительные изменения;

¾     авторская программа отсутствует, а рабочая программа составлена на основе  примерной  программы  по  учебному  предмету и  авторскому  учебно-методическому комплекту или учебнику;

¾     авторская  программа  и  учебно-методический  комплект  отсутствуют,  а рабочая программа составлена на основе учебной литературы (для  рабочих программ  по  дополнительным  образовательным  предметам,  элективным  и факультативным курсам).

Учитель приводит краткое содержание изучаемого учебного материала – перечисляет основные разделы, темы курса представляющие собой укрупненные дидактические единицы содержания обучения, ­ которые могут включать несколько тематических единиц (например, русский язык – дидактическая единица – «Фонетика», содержание которой представлено тематическими единицами (Звуки и буквы. Фонетический анализ слова).

Учитель может определять новый прядок изучения материала, вносить изменения в содержании изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц, дополнять требования к уровню подготовки обучающихся. Все эти изменения (по сравнению с программой по учебному предмету и/или авторской программой  по предмету), должны быть обоснованными, логически вытекать из заявленных в пояснительной записке целей и задач. Если изменения  несущественны, тогда учитель может указать только разделы, темы, дидактические элементы, дополнительно введённые в программу, с указанием их места в авторской программе, не переписывая полностью ее текст.

Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений, то этот раздел (Основное содержание программы) может отсутствовать, но при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа с выделенным по годам обучения содержанием.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Проектируются с учетом и на основе государственных образовательных стандартов. Они формулируются  по трем основным составляющим:

¾             «учащиеся должны знать…»;

¾             «уметь…»;

¾             «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Государственный образовательный стандарт и примерные программы по ряду предметов дают характеристику требований к уровню подготовки обучающихся на момент окончания определенного уровня образования (основное общее образование, среднее общее образование) без детализации по годам обучения.  Некоторые из требований,  естественные для выпускника

9-го класса, но не для ученика, закончившего 5-й класс.

Если учитель использует в качестве рабочей программы  авторскую программу,  в которой сформулированы требования к уровню подготовки обучающихся, то этот раздел может отсутствовать(при этом у учителя

должна  быть  в  наличии  опубликованная  авторская  программа  с  этим разделом).

Календарно-тематическое планирование указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

См. Приложение 2.

Структура плана:

¾   №  уроков по порядку

¾   наименование разделов, тем, тем уроков и последовательность их изучения;

¾   количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

¾   сроки – плановые и фактические (и их коррекция);

¾   дополнительные разделы по усмотрению учителя.

Содержание:

¾   позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым учебным графиком работы Гимназии;

¾   составляется на 1 год;

¾   содержит информацию о  разделах и темах программы с указанием объёма отводимых на их реализацию учебных часов, темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков, темы уроков контроля результатов освоения обучающимися программного материала;

¾   поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно.

Указывается разбивка содержания образования по часам и четвертям, полугодиям обучения с указанием контрольных, практических, лабораторных и др. работ.

В каждом отчётном периоде  (четверть, полугодие, год) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчётом учителя о прохождении программного материала. В случае расхождения учитель обосновывает  и вносит изменения в календарно-тематический план (графу «Фактические сроки (и их коррекция)» и в лист коррекции), обеспечивая условия для прохождения программы в полном объёме за меньшее или большее количество учебных часов. Для сбалансирования сроков прохождения программы рекомендуется в конце плана резервировать несколько уроков, которые, при необходимости, можно использовать для прохождения программы в полном объёме.

Критерии оценки

В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. При пятибалльной оценке для всех установлены общедидактические критерии. Данные критерии применяются при оценке устных, письменных, самостоятельных и других видов работ.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Содержит справочную информацию о выходных данных авторских программ, изданий,  используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса,  дополнительной литературы: учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для педагога, и литература для учащихся. Список литературы  программы изданий, с указанием автора, названия книги, места и года издания. Содержит данные об используемом учебном и лабораторном оборудовании.

 

 

3.2. Оформление рабочих программ.

3.2.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена аккуратно, без исправлений. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный или полуторный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1-3 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4.

 

4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы

 

Сроки и порядок рассмотрения рабочей программы осуществляется следующим образом:

4.1.Рабочая программа рассматривается методическим сообществом учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта, а также миссии, целям, задачам Гимназии, зафиксированным в образовательной программе.

4.2. Решение методического сообщества учителей «рекомендовать рабочую программу к утверждению»,  оформляется протоколом.

4.3. Рабочая программа согласовывается заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе Гимназии на предмет соответствия программы учебному плану Гимназии,   требованиям ГОС,  а также проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год учебника, предполагаемого для использования.

4.4. Отметки о согласовании рабочей программы производятся на последней странице программы.

4.5. Заместитель директора по УВР Гимназии ежегодно утверждает рабочую  программу и   ставит гриф утверждения  на титульном листе.

4.7. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу учебного предмета (курса) в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией Гимназии.

4.8. В случае  необходимости   корректировки  рабочих программ  из-за  выполнения  учебного плана  не в полном объёме (карантин, природные факторы,  болезнь учителей  и  т.д.) заместитель директора Гимназии по УВР издаёт распоряжение:

-   о  внесении   изменений в  рабочие  программы;

-    об  утверждении рабочих  программ с учётом корректировки.

На основании данных  распоряжений на  титульном листе строкой ниже переоформляется гриф утверждения и согласования программы. Изменения  в   перечень  рабочих программ в данном случае не вносятся, указываются только выходные данные распоряжения об  утверждении   рабочих  программ с учётом корректировки. 

4.9. Утверждённые программы учебных предметов (курсов) учебного плана  являются составной частью основной образовательной программы Гимназии, входят в обязательную нормативную локальную документацию Гимназии и представляются органам управления образованием муниципального уровня, органам контроля и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу, родительской общественности.

4.10. Рабочие программы, являющиеся авторскими,  проходят дополнительно процедуру внутреннего и внешнего рецензирования. Внутреннее рецензирование проводится в Гимназии высококвалифицированными педагогами соответствующего учебного предмета, внешнее – муниципальным или региональным экспертным советом.  

4.11.  Администрация Гимназии осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольного контроля.

4.12. Заместитель директора Гимназии по УВР  вправе провести экспертизу Рабочих программ непосредственно в Гимназии или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям федерального  государственного образовательного стандарта, примерной программе учебного предмета, утвержденной Министерством образования и науки РФ (авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию); федеральному перечню  учебников; положению о разработке Рабочих программ Гимназии.

4.13. При несоответствии Рабочей программы установленным требованиям, заместитель директора Гимназии по УВР  накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

4.14. Решение о внесении изменений в Рабочие программы  рассматривается и принимается на заседании ШМО, согласуется с заместителем заведующего отделением по УВР, утверждается  заместителем директора Гимназии по УВР.

4.15.  Гимназия   несет ответственность в соответствии с действующим законодательством в образовании   за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.

4.16. Педагоги Гимназии обеспечивают выполнение рабочей программы в полном объёме на основании квалификационных требований к должности «Учитель».

5.  Компетенция и ответственность учителя

5.1. К компетенции учителя относятся:

-              разработка рабочих программ;

-              использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;

-              организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка Гимназии, иными локальными актами Гимназии;

-              осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом Гимназии и локальными актами Гимназии;

-              отчетность о выполнении обучающимися практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом  Гимназии на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).

-              5.2. Учитель несет ответственность за:

-              невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

-              реализацию обучающимися не в полном объеме практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом Гимназии на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);

-              качество знаний, умений и способов деятельности, обучающихся по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю);

-              нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации рабочих программ.

6. Делопроизводство

 

6.1.Администрация Гимназии осуществляет систематический  контроль за выполнением рабочих   программ,   их   практической   части,   соответствием записей в классном журнале содержанию рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, полугодия, года).

6.2. В случае невыполнения рабочей программы, по итогам проверки, учитель фиксирует необходимую информацию  в листе  корректировки в конце каждого учебного периода.

6.3. Итоги проверки рабочих программ подводятся на педагогическом совете.

 

7. Заключительные и переходные положения

7.1.Во всем остальном, не урегулированном настоящим положением, Гимназия,  обучающиеся, их законные представители, иные участники образовательных отношений руководствуются законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, уставом Гимназии, локальными нормативными актами Гимназии, регулирующими соответствующие вопросы.

7.2.В случае изменения наименования Гимназии, ее организационно-правовой формы настоящий  локальный акт действует в полном объеме.

7.3.При  изменении нормативно – правовых документов, регламентирующих   деятельность   ОООД,   в Положение  вносятся   изменения   в   соответствии   с   законодательством.

7.4.Признание одного или нескольких положений настоящего локального акта недействующими (в том числе в случае их несоответствия российскому законодательству) не влечет недействительность иных положений настоящего локального акта.

7.5. Срок действия данного Порядка не ограничен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Негосударственное образовательное частное учреждение

«Православная Классическая Гимназия «Ковчег»

Московской области

Щёлковского района

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора Гимназии «Ковчег»

__________________Даниличева Г.А.

 

«____» ___________ 2015 г.

 

 

 

 

Рабочая программа

по математике

(базовый уровень)

5 класс

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Удалова Наталья Валентиновна,

учитель математики первой категории

 

 

 

 

 

 

с. Анискино

2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Примерная форма календарно-тематического планирования

 

 

№ урока

Тема урока

Плановые сроки прохождения темы (№ учебной недели)

Фактические сроки (или коррекция)

Название изучаемой темы №1 с указание часов на её изучение, количество часов в неделю по учебному плану.

ХХХХХХХХХХХХ. 12 часов, 3 часа в неделю.

1

Тема урока

1-4

 

2

Тема урока

Тема урока

12

Тема урока

Название изучаемой темы №2 с указание часов на её изучение, количество часов в неделю по учебному плану.

ХХХХХХХХХХХХ. 9 часов, 3 часа в неделю.

13

Тема урока

 

 

 

 

 

 

 

Итого: в 1 четверти Х уроков, к/р и др. –Х.

 

 

 

 


К оглавлению раздела...
© 2012 Duchonovo.ru
Дизайн и программирование: Freedom Studio