Душоново: Храм Тихвинской Богоматери ·Православная гимназия ·Военно-исторический фестиваль

ПРОГРАММЫ ПО Основам Православной веры

Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

         Для достижения образовательного результата по предмету  «Основы православной веры» необходимо обратить внимание на достаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Закупка учебно-методической литературы относится к материальному обеспечению, поэтому несколько слов об учебных пособиях.

Все ученики должны быть обеспечены единым учебником или учебным пособием  и рабочими тетрадями по данному предмету. Так как пока единый учебник по данной дисциплине не разработан, учитель должен сам определить то учебное пособие, по которому класс будет заниматься. Важно обратить внимание на то, чтобы это пособие имело гриф Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Из учебных пособий рекомендуется «Закон Божий» под редакцией прот. Серафима Слободского. Эта книга является общедоступной и, наверное, самой популярной, в силу своей известности, а так же структуры и объема информации, которая в ней содержится. Однако стоит иметь в виду, что в ней есть некоторые неточности, а также язык и образы, которые использованы в этом учебном пособии, могут быть непонятными для современного читателя.

Дополнительная литература:

  • Учебно-методический комплект «Вертоград» – учебные пособия по курсу «Закон Божий» для православных гимназий и воскресных школ  по курсу «Основы православной культуры» для общеобразовательных школ. Автор учебно-методического комплекта – Лариса Александровна Захарова, директор Пущинской воскресной школы «Вертоград».
  • «Тетрадь-конспект по Закону Божию», «Тетрадь рабочая по Священной истории Ветхого Завета» издательства Минского Свято-Елисаветинского монастыря.
  • «Великие праздники. Основы православной культуры», Протоиерей Борис Балашов.
  • Мультфильмы по Ветхому Завету телеканала «Радость моя» //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.radostmoya.ru
  • Обучающая компьютерная игра «Устройство храма». Выпущен Храмом мученицы Татианы при МГУ.

 

Для основной и старшей школы:

  • «Детский катехизис – ответы на вопросы детей о Боге, Церкви и вере в современном мире», протоиерей Максим Козлов.
  • Православная энциклопедия "Азбука веры"//[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://azbyka.ru/
  • Библия. Жития святых./ Составитель Тростникова Е. В., М.: «Детская литература», 2003.
  •   Православно-христианское нравственное богословие, Андреевский И. М., профессор /(Краткое конспективное изложение лекций, прочитанных в Свято-Троицкой Духовной Семинарии).//[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russian-inok.org/books/bogoslovie.html
  •   Попов Е. А., протоиерей. Нравственное богословие для мирян: общенародные чтения в порядке десяти заповедей Божиих. (В двух книгах). Ч.1-2. Изд.4.- М.: 2011. 1096 с.
  •  Интернет-ресурс: «Предание.ру» режим доступа: http://predanie.ru/lib/. На этом сайте в свободном доступе представлен очень большой выбор литературы, в том числе и богословской. Сайт может быть полезен как преподавателям, так и ученикам.

Также для обеспечения  более плодотворного образовательного процесса  класс должен быть оборудован необходимой мебелью, если есть возможность, то и интерактивной доской, компьютером для учителя с доступом в интернет,  соединенным с проектором или телевизором с DVD плеером.

Современные дети привыкли воспринимать информацию не столько из книг, сколько из видеоряда, сопровождаемого комментариями. Наглядные пособия и в прошлом служили залогом достижения наилучших образовательных результатов, тем более это актуально в XXI веке. Ребенку необходимо дать почувствовать, что православная вера не является каким-то неразвивающимся атавизмом, а, напротив, использует  достижения цивилизации, «воцерковляя» их и ставя на служение людям и Богу. Поэтому не стоит бояться использовать интернет, электронные книги и образовательные программы на уроках по «Основам православной веры», естественно, не ограничиваясь только этим.

В начальной школе при определении форм работы с детьми необходимо учитывать их интерес к творчеству. На уроках «Основ православной веры»  можно активно использовать элементы рисования или лепки. Соответственно, в распоряжении учителя в необходимом количестве должны быть пластилин и рисовальные принадлежности.

Говоря о материально-технической базе, стоит упомянуть и разнообразные информативные стенды, файлы и папки, классный фотоальбом и цифровой фотоаппарат, на который запечатлевают все яркие моменты жизни класса.

В каждом кабинете православной гимназии или школы должен быть святой уголок с иконой. Если есть возможность, то хорошо на стенах кабинета повесить портреты выдающихся православных писателей, полководцев, деятелей культуры с небольшими, но яркими их высказываниями, несущими свет христианской истины.

НАЧАЛЬНАЯ  ШКОЛА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Примерная учебная программа по предметной области «Основы православной веры» определяет обязательную часть учебного курса православного компонента общего образования, наряду с требованиями православного компонента, относящимся к результатам образования, является ориентиром для составления авторских (рабочих) программ для всех общеобразовательных учреждений Русской Православной Церкви. Примерная программа не задает последовательности изучения материала и распределения его по классам. Авторы рабочих программ и учебных изданий могут предложить свой собственный подход к структурированию курса и определению последовательности его изучения.

Примерная программа по «Основам православной веры» на ступени начального общего образования содержит следующие разделы: требования к результатам освоения, содержание курса, место курса в учебном плане образовательного учреждения, примерное тематическое планирование с указанием видов учебной деятельности и примерного количества часов на изучение соответствующего раздела курса (примерное количество часов не ограничивает авторов рабочих программ.

Примерная  программа по «Основам православной веры»  предполагает  постепенное  углубление и расширение вероучительных знаний от начального образования до выпускного класса, учитывает специфику возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся. Логика построения курса опирается на святоотеческую традицию и опыт преподавания Закона Божия в учебных заведениях Российской империи, русского зарубежья XX века и отечественный опыт преподавания за последние двадцать лет. На каждой ступени обучения предлагаются соответствующие данному возрасту обучаемых нравственные доминанты, вытекающие одна из другой и составляющие единство образовательного процесса. Изучение «Основ православной веры» должно рассматриваться в системе межпредметных связей и соотноситься с общеобразовательными предметами: литературой, историей, географией, музыкой, искусством. Это позволит расширить мировоззренческие задачи курса, создать широкий историко-культурологический контекст, помогающий более глубоко и основательно раскрыть обучающимся значение Православия в мировой истории, Русской Православной Церкви в становлении российской государственности, всех сфер общественной жизни, уклада и духовно-нравственного облика народов России, их культурно-исторических традиций.

Главное в духовной жизни обучающихся в начальной школе – научение ученичеству, послушанию. Ребенок должен научиться общению со своими сверстниками, совместному деланию, служению ближним, осознать роль и значение учителя в его жизни, проходить уроки послушания  учителю, родителям, формировать в себе навык к добру. Важно помочь детям осознать христианские добродетели, основные нравственные установления Церкви, понять, как должен вести себя христианин, давать нравственную оценку  своим поступкам, различать в себе грех и закреплять навыки духовной жизни в борьбе с грехом, оказывать посильную помощь в семье, друзьям, другим  людям, принимать активное  участие в жизни школы, помогать в Храме. Важно научить ребенка  всматриваться в свою душу, помочь ему осознать, что христианские ценности  заложены в душах человеческих Богом, они присутствуют и в наших желаниях. Святитель Василий Великий писал: «И в нас есть естественные добродетели, с которыми душа имеет сродство не по человеческому научению, но по самой природе. Никакая наука не учит нас ненавидеть болезнь, но сами собою имеем отвращение ко всему, что причиняет нам скорбь, так и в душе есть какое-то не учением приобретенное уклонение от зла».

Другим важным подходом является систематическое ориентирование ребенка на добро, воспитание в нем желания и стремления к добру. Для этого он должен научиться  отличать добро от зла в своих собственных делах и поступках.

 

Цели курса:

  • донести до детей Евангельскую нравственность, чтобы она стала основой их жизни, помочь им осознать себя чадами Церкви Христовой, «родными  Богу и своими для святых»;
  • помочь выстроить в сознании ребенка правильную лестницу иерархических ценностей, выделяя главное место в ней  для Бога. Выражаясь словами блаженного Августина, помочь осознать ребенку, что "если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем".

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • приблизить детей к литургической жизни Церкви;
  • заложить основы христианского мировоззрения через приобщение к православному вероучению и святоотеческому наследию;
  • формировать высокообразованную и культурную личность, патриота и гражданина своего Отечества через приобщение к культурно-историческим традициям Православия, Российского государства;
  • формировать опыт духовной жизни во Христе;
  • формировать уважительное отношение, христианскую любовь к людям на примере историй из Священного Писания и житий святых;
  •  заложить основы добродетельной жизни - жизни по  совести, воспитывать трудолюбие и послушание, умение служить ближним;
  • дать представления о системе нравственных ценностей православной традиции, развивать нравственные чувства.

познавательных:

  • формировать интеллектуальное и духовное стремление к познанию Бога и укреплению в вере;
  • формировать духовный подход к осмыслению изучаемого материала, умение делать выводы, исходя из опыта Церкви и святых отцов;
  • научить понимать и пересказывать Библейские притчи, иносказания и образы, объяснять их;
  • научить искать нравственный смысл в тех или иных исторических или Библейских событиях  и  применять его к современной жизни;
  • формировать стремление к  изучению, сохранению  и развитию национальных  культурно-исторических традиций.

коммуникативных:

  • формировать принцип иерархичности  в отношениях с людьми: послушание и уважение к старшим; доброе и уважительное отношение к ровесникам и младшим;
  • научить выстраивать свои отношения не по принципу собственных желаний и требований, а по нормам христианского человеколюбия;
  • научить жертвовать личными интересами ради пользы и блага ближнего; в тоже время привить чувство неприкосновенности частной жизни.
  • научить соработничеству, сотворчеству со своими сверстниками.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММЫ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

 

Важное место в обучении «Основам православной веры» отводится целенаправленной работе по развитию у младших школьников ценностных ориентаций и общеучебных (метапредметных) умений, навыков и способов деятельности, помогающих воспринимать все сферы жизни в контексте православного мировоззрения и осмысливать изучаемые предметы через призму христианской веры.

Итогом такой работы должны стать:

  • овладение базовыми понятиями православного вероучения;
  • умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний;
  • развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере в контексте православного мировосприятия;
  • умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.

 

Личностные результаты изучения «Основ православной веры»:

  • укоренение в православной вере, традиции и культуре;
  • ознакомление с основами веры в контексте Библейской истории;
  • приобретение начального опыта личного аскетизма и добродетели (Богообщения и жертвенного служения людям);
  • любовь к Родине, её святыням и  культуре, формирование исторической памяти;
  •  благоговейное отношение к святыням Православной Церкви;
  •  отношение к миру как  дару Божьему, который нужно беречь и преумножать;
  • осознание присутствия Божия в собственной жизни и в мире;
  • усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения.

 

Предметные результаты изучения «Основ православной веры»:

  • осмысленно выполнять личное  молитвенное правило, уметь читать молитвы по молитвослову; знать начальные молитвы наизусть;
  • свободно ориентироваться и действовать в храмовом пространстве во время богослужений и  вне богослужебного времени;
  •  отличать облачение священнослужителей, знать название  священных сосудов и церковной утвари;
  • знать некоторые основные догматы Церкви (об ангельском невидимом мире, о Боговоплощении, о Святой Троице, о Воскресении);
  •  знать Заповеди Божии и Заповеди блаженства;
  • пересказывать отдельные истории Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
  • на слух узнавать и уметь продолжить Библейский рассказ или историю из жития святого;
  • ориентироваться в хронологии событий Библейской истории (в рамках пройденного материала);
  • уметь рассказывать о важнейших событиях из истории России и Русской Православной Церкви: просвещении славян, происхождении славянской письменности, Крещении Руси, о первых русских святых, о первых монастырях, о событиях, связанных  с современным  светским праздником Днем народного единства (4 ноября); иметь представление и уметь объяснять, какое место и значение имеют в жизни Церкви Соборы;
  • видеть учительный смысл в действиях конкретных личностей Библейской истории;
  • знать смысл некоторых  Церковных Таинств;
  • знать и объяснять золотое правило нравственности, основные понятия христианской нравственности;
  • знать  основные христианские добродетели;
  •  осознавать важность поста как  добродетельного пути к Богу;
  • уметь рассказывать о  церковных праздниках;
  • объяснять следующие понятия: мир как творение Божие, БОГ – Троица, свойства Божии, Церковь как семья, грехопадение, грех как нарушение воли Божией, молитва как образ Богообщения, Крест и Воскресение Христовы – главное содержание Евангелия, крестное знамение,  храм, Евангелие (значение слова), невидимый мир и видимый мир, ангелы, святые, Таинства, двунадесятые праздники, евангельские притчи; благословение священника, родителей;
  • осознанно  приступать к Таинству Исповеди;
  • оценивать свои поступки и поступки людей, исходя из понятий христианской нравственности.

                                                        

 

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Изучение «Основ православной веры» в начальной школе является первым этапом в системе православного образования. Специфика курса заключается в тесной взаимосвязи со всеми предметами, как вероучительного содержания (церковнославянский язык, церковное пение, основы православной культуры), так и общеобразовательными, такими как предметная область «Духовно-нравственная культура народов России», история, литература, обществознание, окружающий мир и др. Предметная область «Основы православной веры» является уникальной базой для предметной интеграции с целью формирования целостного православного мировоззрения, позволяет снижать нагрузку обучающихся и оптимизировать учебный процесс.

Обучение «Основам православной веры» проводится по 1 часу в неделю в начальной школе, что составляет 136 часов. Как правило, предметная область «Основы православной веры» в учебном плане должна быть встроена в часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьный компонент). Исходя из этого количества часов и учитывая необходимость проведения проверочных и контрольных работ, а также то, что темы курса, так или иначе, будут пересекаться с другими предметами, и  предлагается примерное содержание курса для начальной ступени обучения.

               ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ КУРСА.

Направленность курса «Основы православной веры» на достижение поставленных целей и задач представлена в  структуре примерной программы и в  следующих содержательных линиях:

  • Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на ознакомление с основными событиями Ветхозаветной и Новозаветной истории,  основными догматами православной веры. Реализация её даст не только  приобретение знаний об основах веры, но и поможет в формировании христианского мировоззрения обучаемых, нравственного поведения, благоговейного отношения к святыням, бережного отношения к религиозным и культурным ценностям. Линия представлена в разделах: «Основы вероучения», «Священная история Ветхого Завета»,  «Священная история Нового Завета».
  • Вторая содержательная линия включает разделы, направленные на практическое приобщение к православному богослужению и приобретению личного опыта христианской жизни. Реализация этой линии должна помочь ребенку шагнуть «от внешнего к внутреннему», от изучения религии со стороны наблюдателя к приобретению внутреннего опыта религиозной жизни, стать делателем и участником Церковной жизни. Эта линия представлена в разделах «Молитва» и «Богослужение и Церковные Таинства».
  • Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделами: «Из Общецерковной Истории и Истории Русской Церкви» и «Основы христианской нравственности». Изучение этих разделов поможет ребенку  сформировать свое христианское отношение к миру и  обществу, пробудит чувство патриотизма и поможет осознать величие христианской культуры, её тесной связи с историей России.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Основы вероучения. Понятия о Боге. Свойства Божии: духовность, всемогущество, всеведение, вездеприсутствие, бессмертие, благость, справедливость, милосердие, любовь. Бог-Творец, Промыслитель (заботливый Отец). Понятие о вере. Вера как основа жизни человека. Вера как доверие,  надежда и любовь. Необходимость веры. Соотношение веры и разума. Первичные понятия о Троичестве Божества на святоотеческих примерах (солнце, горящая свеча, трилистник). Декалог как основа нравственного закона (в рамках изучения  Заповедей с краткими пояснениями). Принцип разделения на 2 скрижали (параллель с Евангелием, где Христос сводит весь закон к  двум Заповедям любви к Богу и ближнему). Первичные представления о Таинствах Церкви (Покаяние и Евхаристия).

Компонент вероучительных  (догматических) основ на данном этапе обучения не должен преподаваться в схоластическом стиле, дети начальной школы не способны в силу интеллектуально-физического развития воспринимать догматы веры так же, как и взрослые. Необходимо именно рассуждая вместе с детьми, используя активные формы их деятельности (игра, рисование, лепка, аппликация, моделирование и др.) приходить к определению догматических истин, активно используя знакомые детям образы для объяснения, не заставлять их просто заучивать основные вероучительные положения. Логично встроить изучение основ веры в курс изучения Библейской истории Ветхого и Нового Завета.

 

Молитвы. Молитва, как личный опыт общения с Богом и горним миром. Понятие частной и общественной молитвы. О Кресте и крестном знамении. Молитвы о здравии и упокоении, как правильно написать записки о здравии и упокоении, куда поставить свечу.

Трисвятое по Отче наш. Символ веры. Молитва перед Причастием (Верую, Господи и исповедую…), Спаси, Господи, люди Твоя…, молитвы до и после трапезы. Молитвы перед и  после учения. Великопостная молитва Ефрема Сирина. Достойно есть…,Ангел вопияше (9-я  песнь Пасхального канона). Покаянный псалом Давида, 50 (уметь читать и понимать  смысл и содержание Псалма).

 

Священное Писание. Общие понятия:  Что такое «Священное Писание». Значение слова «Библия».  Термин «завет». Что значит Ветхий и Новый Завет (между кем заключены и что положено в основание этих договоров). Богодухновенность Священного Писания. Почему Священное Писание называют Словом Божиим? Как надо относиться к Библии, какое место Священное Писание занимает в жизни Церкви и  христианина (кратко о богослужебном и догматическом значении Священного Писания, а так же о благочестивой практике чтения Священного Писания во время молитвенного правила). Библия как один из  главных источников наших знаний о Боге.

Священная история Ветхого Завета. Творение Богом мира.  Понятие о видимом и невидимом мире. Творение Ангельского мира. Грех Денницы. Падение Денницы и некоторых с ним. Архангел Михаил и Небесное воинство. Творение видимого мира. История Шестоднева.  Творение  человека. Заповеди, данные Богом человеку в раю. Отношение людей с прочим тварным миром. Грехопадение прародителей. Последствия грехопадения и обетование  о Спасителе. Наказание за грех (изгнание из рая, смерть, болезни). Жизнь людей после грехопадения. Каин и  Авель. Суть жертвоприношений в Ветхом Завете (память о Боге, подготовка человечества к Божественной жертве). Распространение и умножение греха. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Вавилонская башня. Призвание Авраама и явление ему Бога в  виде трех странников. Принесение Исаака в жертву.   Исав и Иаков. Бегство Иакова. Видение Иаковом таинственной лествицы. История Иосифа. Переезд Израиля в Египет. Египетское рабство. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев от рабства египетского. Десять казней египетских. Пасха и  исход евреев из Египта. Переход евреев через  Чермное море. Чудеса в пустыне. Дарование закона на горе Синай, устроение  скинии. Сорокалетнее Странствование по пустыне и Вхождение в Землю Обетованную. Эпоха Судей. Судьи (из 14 только 3:Гедеон, Самсон, Самуил). Цари: Саул, Давид, Соломон. Пророки Илия, Елисей, Иона. Пророки о приходе Спасителя (обзорно). Пророк Даниил и благочестивые отроки. Ожидание прихода Мессии.

Священная  история Нового Завета. Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение Божией Матери и посещение Ею праведной Елизаветы. Рождение Святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Поклонение волхвов. Сретение Господа нашего Иисуса Христа.  Крещение Господне. Апостолы – ученики Христовы. Объяснение слова «апостол». Нагорная проповедь, «золотая цепь христианской добродетели». Учение Спасителя притчами. Понятие  термина «притча». Примеры того, как Господь учит притчами покаянию (о блудном сыне), прощению (о милосердном царе и неправедном заимодавце), о Царствии Божием  (притча о сеятеле), о постоянной готовности к встрече с Богом (притча о 10 девах), об отношении к ближнему (притча о милосердном самарянине). О наибольшей заповеди в Законе. Обзорно о чудесах Спасителя. Последние дни земной жизни Спасителя: Воскрешение Лазаря; Вход Господень в Иерусалим; Предательство Иуды; Тайная Вечеря; Суд у Пилата; Распятие; Смерть и Погребение; Воскресение Христово.

 

(В силу достаточной трудности пересказа Евангельской истории детям, следует обращать внимание на тот материал, который преподается. На данном этапе обучения вполне достаточно ограничить курс изучения Нового Завета основными понятиями новозаветной истории. Главной целью этого раздела курса является знакомство с  новозаветной терминологией и опытное переживание Евангельской нравственности применительно к повседневной  жизни. На этом этапе обучения необходимо ознакомить обучающихся только с основными событиями Новозаветной истории. Дети острее переживают веру тогда, когда она является частью их жизни, а не извне получаемой информацией. Именно на приобретение собственного духовного опыта стоит делать акцент в изучении Евангелия в начальной школе, посредством постоянного обращения к образам и понятиям из современной, знакомой ребенку, жизни, а так же обращаясь к уже изученным ветхозаветным историям).

 

Богослужение и Церковные Таинства. Понятие слова «церковь». Церковь  как собрание верующих и как храм, где верующие чаще всего собираются вместе. Внешнее строение храма. Символика  храма. Внутреннее устройство храма:  притвор, неф, алтарь,  иконостас, Царские врата, солея, клирос, амвон, престол, жертвенник. Церковная утварь. Православные  святыни и  отношение к ним (как прикладываться к иконам и мощам, вкушать просфору, пить святую воду и другие традиции церковного быта). Что такое благословение. Как правильно брать благословение у священника или архиерея. Священнослужители: епископ, священник, диакон  и их священные одежды. Церковнослужители: певчие, чтецы, пономари, звонари (в чем заключается их служение и труд в храме). Понятия о  годовом, седмичном и суточном круге богослужения. Посты и постные дни седмицы. Двунадесятые и Великие Праздники (смысл и краткое содержание). Понятие Праздников «подвижных» и «под числом». Два центра Церковных Праздников - Пасха и Рождество Христово.

 

Из Общецерковной Истории и Истории Русской Церкви. Апостолы, кто они такие, суть их служения, сколько их было. Жития некоторых Апостолов (Апостолы Андрей, Петр, Иоанн Богослов). Значение слова «равноапостольный». Святые равноапостольные царица Елена и Константин Великий. Обретение Креста. Святитель Николай Чудотворец и его краткое житие.   Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.  Славянская азбука и письменность.  Крещение Руси. Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Первые мученики Феодор и Иоанн. Крещение Руси. Казанская икона Божией Матери, 1612 год. Народное ополчение. К.Минин и князь Д. Пожарский.

 

Основы христианской нравственности. Понятия о добре и зле (зло есть отступление от правды Божией, противление ей). Примеры из повседневной жизни доброго и злого, и соотнесение их с религиозными представлениями. Мир и нравственное отношение человека к нему.   Золотое правило христианской добродетели (Матф.7:12). Основные добродетели: послушание, милосердие, умение прощать, смирение, терпение, служение Богу и людям. Забота о Божьем мире. О любви к ближним.

К концу обучения в начальной школе обеспечивается готовность обучающихся к дальнейшему православному образованию, достигнут необходимый уровень их компетенции в вопросах православного вероучения, который отличается реализацией поставленных требований к результатам освоения программы по «Основам православной веры» выпускниками начальной школы в рамках личностных, предметных и общеучебных  умений, навыков и способов деятельности.

 ОСНОВНАЯ  ШКОЛА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В начальной школе были заложены основные, базовые понятия и ориентиры, на основе которых в основной и старшей школе будет продолжаться образовательное и практическое углубление в христианские традиции, укрепление в вере и формирование твердых морально-нравственных позиций обучающихся.

Курс предполагает сочетание воспитательных и образовательных задач, которые в основной школе группируются вокруг темы формирования личности, выстраивания личных отношений с Богом и людьми, что сопровождается в методике преподавания курса переключением с общего на частное, с масштабного на детальное. Специфика возраста, а это подростковый период, как раз благоприятствует такому подходу, так как именно в основной школе ребенок начинает больше обращать внимание на свои собственные чувства и переживания, переключаться на «свой мир» и часто, как отрицательная сторона этого возраста, существует опасность замыкания в себе. В подростковом возрасте рушатся идеалы, происходит смена авторитетов, обостряется стремление найти и понять себя, определить свое место в окружающем мире.

Этот период самый сложный с точки зрения педагогики, но в то же время он может быть и самым плодотворным с точки зрения формирования личности. Если удастся предотвратить процесс «отступления от веры» в сознании ребенка и показать красоту религиозного взгляда на жизнь, то прохождение «трудного возраста» будет не таким разрушительно опасным и, более того, созидательным в будущем.

Исходя из этого, построение учебного курса в основной школе должно иметь три равнозначных по приоритетам цели: 1) закрепление приобретенных религиозных навыков; 2) помощь в формировании личностных отношений с Богом; 3) помощь в социальной адаптации.

Цели курса:

  • cохранить и укрепить заложенные основы веры и христианской морали, помочь утвердиться умом и духом в признании истинности Православной веры.
  • помочь обучающимся раскрыть в себе образ Божий, увидеть путь развития от имеющегося образа к подобию.
  • раскрыть понимание того, что любовь к Богу неразрывно связана с любовью к Его творению и, прежде всего, к людям.
  • помочь обучающимся найти свое место в Церкви через участие в разных аспектах Её жизни, как в таинственной (мистической) - в Таинствах и Богослужении, так и в повседневной:  участие в социальной, образовательной работе приходов, в делах милосердия.

 

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • сохранять и укреплять в обучающихся опыт литургической Церковной жизни;
  • показывать актуальность и красоту православного богослужения, являющего собой синтез  искусств; 
  • учить тоньше чувствовать службу, не утомляться ею;
  • научить ставить перед собой нравственные задачи и выдвигать требования к своей душе и своему телу;
  • показывать обучающимся, где и как можно реализовывать потребность христианской души в делах милосердия и делах веры (на примерах Священного Писания, агиографии, современной деятельности приходских общин  или братств);
  • развивать высокообразованную и культурную личность, патриота и гражданина своего Отечества через углубление знаний истории и культуры своей страны;
  • развивать и укреплять нравственные чувства и стремления ребенка;
  • развивать способность анализировать свои поступки и их последствия, а так же рассматривать причины, которые побуждают делать доброе или злое, учиться делать правильный нравственный выбор;
  • учиться применять к собственной жизни нравственные уроки из жизни святых и личностей Священного Писания,  литературных и исторических героев;

 

 

познавательных:

  • формировать интеллектуальный и духовный интерес к Литургической жизни Церкви;
  • углублять и расширять знание о Священном Писании, об учении и догматах Церкви;
  • развивать и укреплять духовный подход к осмыслению изучаемого материала, поощрять попытки делания нравственных выводов не только из опыта Церкви, но и из личного опыта;
  • развивать стремление к  изучению, сохранению  и развитию национальных  культурно-исторических традиций;
  • укреплять интерес и навыки к самостоятельному изучению Священного Писания и Святоотеческого Предания, а так же  к догматам Православной Церкви;

коммуникативных:

  • укреплять принцип иерархичности  в отношениях с людьми;
  • укреплять опыт соработничества с ровесниками, старшими и младшими;
  • замечать  нужды других и не оставлять их без внимания, учиться сопереживать и, где возможно, (в учебе, во взаимоотношениях в классе, во дворе) участвовать и помогать;
  • формировать чувство ответственности и верности своему слову;
  • развивать уважительное отношение к людям, возгревать чувство  христианской любви  к ближнему, избегать насмешек и осуждения, учась разграничивать грех и человека, совершившего его;
  • следить за тем, чтобы не стать соблазном для ближнего, ни в поведении, ни в одежде и других материальных ценностях, ни в словах;
  • учить дорожить не только собственной душой и переживаниями, но и душою ближнего, не допуская оскорбления или насмешек над тем, что дорого другому.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ     ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММЫ

ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙВЕРЫ

 

На данной ступени обучения важное место в курсе «Основы православной веры» отводится целенаправленной работе по развитию и укреплению  у школьников общеучебных (метапредметных) умений, навыков и способов деятельности, помогающих воспринимать все сферы жизни в контексте православного мировоззрения, осмысливать изучаемые предметы через призму христианской веры, применять полученные знания в собственной жизни.

Итогом такой работы должны стать следующие результаты:

  • формирование ответственного отношения к обучению, как к Богоугодному послушанию и труду, которые православный христианин должен делать качественно, согласно принципу, определенному Апостолом Павлом: «"Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь » (2-е Фес. 3:10);
  • совершенствование умственных способностей, умение сосредотачиваться, удерживать внимание, осмысленно слышать и слушать, рассуждать, отделять главное от второстепенного;
  • формирование опыта извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;
  • укрепление опыта ученичества, развитие способности обращаться к различным источникам информации, анализировать и сверять их с православным учением.

 

Личностными результатами  освоения выпускниками основной школы программы по «Основам православной веры» являются:

  • утверждение в Православной вере; вера в Бога должна раскрыться радостью о Господе, которой хочется поделиться;
  • укрепление и расширение личного духовного опыта через более осознанное и активное участие в Таинствах и богослужениях Православной Церкви;
  • формирование личностного самосознания в неразрывной связи с Церковью Христовой и обществом;
  • формирование потребности и желания духовно развиваться и возгревать дары Святого Духа в своей жизни через добросовестное исполнение послушаний, прежде всего учебных,
  • осознание ценности человеческой жизни, ее уникальности и неприкосновенности,
  • развитие способностей, которыми наделил Господь;
  •  почтительное отношение к старшим, уважительное  и дружелюбное к сверстникам и младшим;
  • умение отделять грех от человека и, как следствие, преодолевать соблазн осуждения ближнего;
  •   осознание, что Православие является государствообразующей религией нашей страны,  уважение к другим религиозным культурам нашей страны;
  • приобретение твердых морально-нравственных позиций, основанных на Евангелии и Предании Церкви, способствующих развитию навыков противостояния «искушениям мира сего»;
  • перенесение знаний в опытное переживание православных традиций и благочестивых обрядов через подготовку к Праздникам, не только молитвенную, но и бытовую (помощь родителям, приготовление куличей, украшение жилищ и икон к Праздникам;  беседы с младшими братьями и сестрами, друзьями, родственниками о русских православных традициях празднования того или иного Церковного события, вовлечение их в участие к подготовке к этому событию, что является исполнением Божественного повеления: «идите, научите все народы» (Мф. 28;19).

 

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы  по «Основам  православной веры» являются:

  • знание, понимание и умение объяснять основные православные догматы в объеме Символа Веры;
  • живое и осознанное участие в литургической жизни Церкви;
  • наполнение повседневной жизни христианским смыслом и традициями;
  • регулярное и осознанное чтение утреннего и вечернего молитвенного правила;
  • знание наизусть и понимание 50 и 90 псалмов и некоторых молитв;
  • знание наизусть и понимание тропарей двунадесятых праздников;
  • умение рассказать о праздниках и богослужениях;
  • осознание высокого духовного и культурного значения Библии, богодухновенности  Священного Писания;
  • более глубокое знание Библейской истории Ветхого Завета, осознание единства и связи двух Заветов;
  • знание и свободное ориентирование в хронологии и духовном смысле Евангельской истории;
  • знание  о всех Таинствах Церкви, понимание важности участия в них;
  • благовествование и умение делиться духовным опытом и христианской радостью с ближними;
  • общее представление об истории Церкви в первых веках и в эпоху Соборов;
  • осознание неразрывной связи истории Русской Церкви с историей Государства Российского, не только исторической связи, но и духовно-патриотической.

 

 

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

    Изучению «Основ православной веры» на основной ступени образования предполагается отводить 1 учебный час в неделю, что составляет 180 часов и соответствует 5 - 9 классам общеобразовательной школы. Как правило, в учебном плане курс «Основы православной веры» должен быть встроен в часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьный компонент).

Исходя из этого количества часов и учитывая необходимость проведения проверочных и контрольных работ, а также творческих уроков, экскурсий и познавательных встреч, предлагается примерное содержание курса для основной ступени обучения.

 

 

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

 

Направленность курса «Основы православной веры» на достижение поставленных целей и задач представлена в  структуре примерной программы и отражена в  следующих содержательных линиях:

  • Первая содержательная линия в примерной программе представлена  разделами, которые направлены на изучение основных догматов Православной веры, понимание их важности и необходимости, а также принятие их как основы мировоззрения и жизненной позиции. Эта линия представлена главным образом в разделе «Основы вероучения».
  • Вторая линия ориентирована на укрепление заложенных духовно-нравственных основ, опыта личного благочестия и  знаний православной веры в её культурно-историческом многообразии. Она выражена разделами: «Молитва», «Богослужение и Таинства», Истории Ветхого и Нового Заветов,  «История Церкви».
  • Третья содержательная линия ориентирована на социальную и духовную  адаптацию подростка. Её задача - указать подростку  пути, по которым он может направиться, чтобы  реализовать свою веру через конкретные дела милосердия или просвещения, найти свое место в жизни Церкви и общества, почувствовать  живую веру и делиться ей.  Эта линия представлена, так или иначе, во всех разделах, но главным образом в разделах «История Русской Православной Церкви и подвижников благочестия», «Молитвы» и  « История Церкви».

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основы вероучения:

 

Двенадцать членов Символа веры:

  • О Единстве Божием;
  • Догмат Пресвятой Троицы;
  • О Троичности Лиц в Боге при Единстве Божием по Существу;
  • о Боге, как Творце и Промыслителе;
  • о Боге-Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду,
     о Христе-Спасителе,  о пришествии на землю Сына Божия;
  • Господь Иисус Христос - Истинный Бог; о человеческой природе Господа Иисуса Христа; безгрешность Иисуса Христа;  о едином поклонении Христу;
  • О Духе Святом; Единосущие и Равночестность Святого Духа с Богом Отцом и Сыном Божиим;
  • Догмат о Пресвятой Матери Божией;  Приснодевство Богоматери;  Пресвятая Дева Мария есть Богородица;
  • Воскресение Христово; смысл Искупления и Жертвы Христовой;
  • о Святой Церкви;
  •  о Таинствах Церкви;
  • о Всеобщем суде;
  • Догмат иконопочитания; почитание святых мощей; Библейское основание почитания мощей; иконы и святые мощи; отличие почитания от поклонения; виды икон; чудеса мироточения, кровоточения и проч.

 

Молитвы. О молитве (молитва-дыхание жизни, воздух для души). Смысл молитв за живых и усопших. Примеры из житий святых и духовных летописей благотворного влияния молитвы за ближнего. Молитвенное общение со святыми угодниками Божиими, почитание мощей и икон. Особенности молитвенного делания. Основные молитвы из утреннего и вечернего правила. Тропари двунадесятых Праздников.

50 и 90 Псалмы.

 

Священное Писание. В этом  возрасте смысл воспитательного аспекта переносится на личности Ветхого и Нового Завета, так  как для детей подросткового возраста значимыми становятся вечные вопросы человеческого бытия: назначение человека на земле, смысл жизни, идеал, к которому надо стремиться, жизнь  и  смерть, выбор  пути. Отсюда  усиливается акцент на Христоцентричность Священной  Истории. Господь Иисус Христос осмысливается в контексте Домостроительства как Спаситель человеческого рода, осознаются и глубоко проживаются Его Боговоплощение, Крестная Жертва и Воскресение. Актуализируются и  качества отдельных  персоналий Священной Истории Нового Завета, направленность их воли и желания ко Христу.

         Так как в начальной школе, в основном, Ветхозаветная История была изучена в части её исторической канвы, в курсе основной школы изучение Ветхого Завета приобретает аналитический характер. Необходимо активизировать духовную  работу самого ученика, то есть побудить ребенка к самостоятельному  осмыслению тех или иных событий Священной Истории.

При этом, желательно, придерживаться хронологии в описании событий, делая главный акцент на богословском и нравственном содержании истории.

 

Основные понятия. О Священном Писании: авторство, кем, когда и при каких обстоятельствах писалось. Переводы Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Библия как самая издаваемая книга. Уникальность Библии. Единство Библии. Богодухновенность Священного Писания.

Священная история Ветхого и Нового Завета изучается параллельно с историей, в  историческом  контексте. Важно  понять и усвоить историю общения людей с Богом в хронологической последовательности, раскрывая  смысл  истории спасения, ее основных  прообразов. Осмысление Ветхого Завета в его исторических  границах поможет в дальнейшем глубже  осознать духовный  смысл человеческой  истории,  увидеть реализацию и исполнение ветхозаветных прообразов и примеров в Новозаветной истории, почувствовать единство Священного Писания и религиозной традиции от праотцев до современных подвижников. Это даст возможность осознать превосходство Нового Завета. То, что «лишь гадательно, как на тусклом стекле» гравировалось тогда, во всей красоте раскроется в Новозаветной истории.

 

Священная история Ветхого Завета. Творение Богом мира. Человек - венец Творения. Смысл Творения Человека. Заповеди в Раю и суть грехопадения. Последствия грехопадения. Протоевангелие (обещание Спасителя). Повреждение грехом человеческой природы. Примеры умножения греха в человеческой истории. (Каин и Авель, Ламех, сыны человеческие, состояние мира перед Потопом. «Раскаяние» Бога о творении. Потоп). Язва греха у Хама. «Хамство» - понятие, этимология слова. Наказание за непочтительное отношение к родителям. Проявление хамства в современном мире. Нравственные выводы из истории с Хамом и его потомством.

Продолжение разрушительного действия греха. Вавилонское столпотворение - яркий пример того, как грех разделяет людей не только с Богом, но и друг с другом. Разделение языков как  следствием гордыни  и отступления от Бога.

Нравственное и религиозное состояние человеческого общества во времена Авраама. Что вменилось Аврааму в праведность (параллель с Посланием к Римлянам  апостола Павла, 4 гл.). Вера и дела, их взаимосвязь (Послание апостола  Иакова, 2 гл.). Взаимоотношения Авраама и Лота. Мелхиседек - таинственный прообраз Христа (Послание апостола Павла к Евреям, 7 гл.). Молитва Авраама за жителей Содома и Гоморры. Гибель городов. Иконы Ветхозаветной Троицы (прп. Андрея Рублева, Симона Ушакова и др.). Образ Авраама в живописи и литературе.

Благословение отца на брак. Женитьба Исаака. Его преданность  одной жене. Исаак – уникальное явление Ветхозаветного смирения, кротости и праведной жизни.

Иаков-Израиль, его горячая вера и желание служить Богу. История с первородством. Исав - пример не хранения благодати и небрежного отношения к духовной жизни. Размен благословения на мирское и малоценное. Утверждение благословения Богом (сон Иакова, видение Лестницы, ночное борение). Воздаяние Иакову за обман отца (14 лет работы за Рахиль, история с переодеванием Лии  как укор за «переодевание» Иаковом). Образ Иакова в живописи и литературе.

Иосиф Прекрасный. Прообраз Христа. Действие Промысла Божия в истории с Иосифом и всем народом Израильским. Образы Иосифа в живописи и литературе.

Моисей – Боговидец. История рождения, детства и призвания Моисея. Казни египетские, их нравственный смысл. Ветхозаветная  Пасха и Агнец, их прообразовательное значение. Исход. Чудеса в Пустыне. Синай и Декалог.  Образы Моисея в шедеврах мировой культуры. Десять Заповедей - основа общечеловеческой морали. Скиния - первый храм: устройство, символика, прообраз. Ветхозаветное богослужение и его прообразы. Отступление от Бога и наказание. Смысл и необходимость «жесткости» в Ветхом Завете. Странствование по пустыне: причины, события, прообразы.

Иисус Навин и завоевание земли Обетованной (падение Иерихона, разделение земли). Эпоха Судей (общая характеристика). Напоминание основных событий и прообразов. Самсон. Самсон и Далида: символика образов. Покаяние Самсона и возвращение силы. Самуил - последний судья и пророк: история рождения, перевод имени. Книга Руфь. Смирение и кротость как главные добродетели Руфи. Руфь - прабабушка царя Давида. Саул - пастух, царь, победитель, отступник. Саул и Давид: символика образов, мораль их отношений. Богобоязненность Давида и почитание Царя Саула. Смерть Саула и Иоанафана. Давид – псалмопевец и Царь. Грех и раскаяние Давида. Псалтирь. Царь Соломон: мудрость, строительство Храма и отступление от Бога. Образы Давида и Соломона в шедеврах мирового искусства.

Ровоам и разделение Царств. Пророки древние: суть пророческого служения в Ветхом Завете. Пророки. Пророки Израильского царства: Илия, Елисей, Иона. Падение Израильского царства. Царство Иудейское,  его разрушение. Пророки Иудейского Царства: Исайя, Иеремия, Михей, Иоиль (обзорно). Вавилонское пленение. Пророк Даниил. Пророк Иезекииль и его пророчество о всеобщем воскресении мертвых. Возвращение иудеев из плена и построение нового храма в Иерусалиме. Пророки Аггей, Захария и Малахия (обзорно). Иудеи под властью греков. Мученики за веру. Маккавеи. Иудеи под властью римлян. Состояние мира перед приходом Спасителя.

Историко-культурный  контекст:

Исторические свидетельства о подлинности Библейский истории: научные открытия, памятники, источники, свидетельства древних историков. Иконы ветхозаветных праотцев и пророков. Русский иконостас. Библейские ветхозаветные сюжеты в шедеврах мирового искусства (музыке, живописи, скульптуре, графике и др.).

Священная  история Нового Завета. Явление ангела Захарии. Рождение Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия. Посещение Девой Марией Елизаветы. Родословие Господа нашего Иисуса Христа по плоти. Откровение тайны воплощения праведному Иосифу. Рождество Христово. Обрезание и сретение Господне. Праведный Симеон и пророчица Анна. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрок Иисус в Храме. Иоанн Предтеча и Креститель Господень. Его свидетельство об Иисусе Христе. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Первые ученики. Первое чудо в Кане Галилейской. Первый год общественного служения Иисуса Христа: Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи. Беседа Господа с Никодимом. Беседа Господа с самарянкой. Исцеление в Кане сына царедворца. Призвание учеников и чудесный лов рыбы. Исцеление больных в Капернауме. Призвание Марфы. Второй год общественного служения Иисуса Христа: Исцеление расслабленного при Овчей купели. Исцеление сухорукого в субботу. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Учение о промысле Божием, о неосуждении ближнего и силе молитвы. Исцеление слуги сотника. Притчи Царства. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Знамения Царствия Божия. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение по водам. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни (таинстве причастия). Притча о семени и плевелах. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Отправление двенадцати апостолов на проповедь и наставления  им Господа  Иисуса Христа. Третий год общественного служения Иисуса Христа: Исповедание апостолом Петром Иисуса Христа Сыном Божиим и предсказание Господа о Своих страданиях. Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока.  Чудесное получение  монеты для уплаты на храм. Притча о милосердном царе и безжалостном должнике. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике кущей. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве.  Посещение Марфы и Марии Господом. Исцеление десяти прокаженных. Обращение Закхея. Учение  Иисуса Христа об  обязанности  подданных платить дань и о главных заповедях. Похвала  усердию  вдовицы. Страстная седмица. Вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря. Великий Понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Великий Вторник.  Ответ Господа о дани кесарю. Беседа на горе Елеонской о Втором пришествии и кончине мира. Притча о девах, ожидающих жениха и о талантах. Изображение  страшного суда.  Великая Среда. Совещание первосвященников об убиении Христа. Помазание Господа женой грешницей в доме Симона прокаженного. Предательство Иуды. Великий Четверг. Тайная Вечеря. Беседа с учениками. Молитва Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Взятие  Его воинами. Суд над Господом нашим Иисусом Христом у первосвященников иудейских, Анны и Каиафы. Отречение Апостола Петра и раскаяние его. Погибель Иуды. Великая Пятница. Иисус Христос на суде у Пилата. Приговор синедриона. Осуждение Христа и путь к  Голгофе. Распятие. Смерть. Погребение. Положение во гроб Иосифом Аримафейским.  Воскресение Христово. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Явление воскресшего Христа апостолу Фоме, апостолам на Тивериадском озере, на горе в Галилее. Вознесение Господне.

Историко-культурный контекст:

Исторические свидетельства о Новозаветной истории:  Святая Земля во времена Господа нашего Иисуса Христа: Карта древней Палестины (величина, положение и границы, долина реки Иордан, области Палестины).

Новозаветная история в образах культуры: Иконописные школы на Руси. Святые иконописцы: прп. Андрей Рублев, Дионисий и др. Первые иконы на Руси. Иконы Спасителя и Божией Матери. Иконы Иоанна Предтечи. Иконы Двунадесятых праздников.  Русский иконостас.  Традиции русского храмового зодчества. Золотое шитье.

Новозаветные сюжеты в шедеврах мирового искусства: в музыке, живописи, скульптуре, литературе.

Богослужение и Таинства. Понятие о православном богослужении. Церковные службы.  Виды колокольного звона. История возникновения колокольного звона. Иконы и святые мощи. Отличие почитания от поклонения. Виды икон. Чудеса мироточения, кровоточения и проч.

Основные понятия (тропарь, кондак, икос, седален, октоих, акафист, антифон и другие).

Богослужение суточного круга.  Происхождение и священные события, прославляемые в повседневных службах. Понятие о кругах богослужения. Суточный, седмичный и годовой круг богослужения. Богослужение  Великих церковных праздников. Богослужения Великого поста (общие отличительные особенности). Понятие о Литургии, ее установление. Формирование чинопоследований Литургии (краткая история). Символическое значение основных частей Божественной Литургии. Литургия  свт. Иоанна Златоуста, Литургия свт. Василия Великого, Литургия  Преждеосвященных Даров (отличительные черты).

Символика и краткое чинопоследование служб суточного круга: Всенощное бдение. Вечерня. Утреня. Часы.  Заупокойное богослужение (понятие, дни совершения).

Богослужебные книги. Неизменяемые и изменяемые  части  Богослужений (понятия, перечисления). Особенности Богослужения Двунадесятых праздников (обзорно).

 

История Церкви. Книга Деяний святых апостолов. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь  апостолов о Воскресении Иисуса Христа. Первая христианская община в Иерусалиме. Избрание семи диаконов. Суть диаконского служения в ранней Церкви и в настоящее время. Жизнь первых христианских общин (забота об Апостолах, обобщение имуществ, история с Ананией и Сапфирой). Первомученик архидиакон Стефан. Обращение Савла. Апостольская проповедь язычникам. Обращение первого язычника – Корнилия сотника. Апостольский собор в Иерусалиме.

Гонения на Церковь и мученики за Христа. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Пантелеимон. Эпоха Вселенских соборов.  Константин Великий. Миланский Эдикт и первый Вселенский собор.  Семь Вселенских соборов. Торжество Православия в 843 г.

Курс Общецерковной истории должен носить ознакомительный характер, без погружения в глубокое изучение ересей и догматическую защиту, выстраиваемую отцами апологетами. Должна присутствовать некая констатация фактов и справочный (в краткой и доступной форме) материал по событиям, например, Вселенских соборов или гонений.

Историко-культурный контекст:

История Византии времен Константина Великого (кратко, иллюстративно).

История апостольского века в образах культуры.

История Русской Православной Церкви. Подвижники благочестия.Первые монастыри на Руси. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Преподобный Сергий Радонежский и его обитель. Значение Троице-Сергиевой Лавры в истории России.  Александр Невский и Дмитрий Донской - печальники и освободители земли Русской.

Государственно-Церковные Праздники: День славянской письменности 24 мая. День народного единства 4 ноября. День Победы 9 мая.

Примеры в виде небольших рассказов о том, как Церковь участвовала в жизни государства и народа в разные исторические периоды, например, во время войн Отечественной 1812г, Первой Мировой и Великой Отечественной, примеры из современной истории, в том числе примеры  из епархиальной или приходской жизни (местночтимые святые).

Примеры дел милосердия из истории и современности (сестры милосердия, полковые священники, дома презрения и т.д.). Святая Мученица Анастасия Узорешительница. Святая новомученица Татиана (Гримблит). Преподобномученница  Елизавета Федоровна (основательница Марфо-Мариинской обители).  Бессеребрянники Косма и Дамиан.  Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Просветительское служение. Святые просветители Гурий Казанский и Варсонофий Тверской. Святитель Герман Аляскинский.

СТАРШАЯ  ШКОЛА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа по «Основам православной веры» для старшей школы завершает  обучение в средней школе. Поэтому, с одной стороны, она опирается на те знания, которые были заложены в начальной и основной школе, с другой стороны, подводит итоги обучения и выводит обучающихся на качественно новый уровень осознания вероучительного знания и приобретенного духовного опыта.

Ещё не прошел пубертатный период, но уже позади его «ершистая» и революционная часть. Современные подростки особенно в 10 и 11 классах начинают, в своем большинстве, строить планы на свое «взрослое» будущее, выбирают направление деятельности и образования, которое желают получить после школы. Они активнее и громогласнее заявляют о своих правах, требуют уважения их мнения и мировоззрения и желают более активно и полновесно участвовать в жизни общества и прихода, в котором окормляются. И, если в этот период не дать им возможности реализовывать свои благие намерения, не найти для их колоссальной энергии применения внутри Церкви, то будет упущен очень важный и даже невосполнимый ресурс, который молодые люди будут выплескивать в других, не всегда созидательных сферах жизни.

В тоже время очень много молодых людей в этом возрасте не найдя понимания со стороны взрослых, а главное, внутри своей возрастной группы, замыкаются в себе, увлекаются различными религиозными и оккультными направлениями, начинают искать ответы на свои проблемы в их учениях и культах.

Задача школы, семьи и приходов не пропустить молодых людей в этом возрасте, правильно их сориентировать, дать им возможность действовать, ощущать свою востребованность и даже необходимость в Церкви, естественно, под чутким руководством и духовным окормлением пастыря и старших наставников.

В старшей школе важно обратить внимание на сохранение веры молодого человека, не дать повода для умаления значимости религиозной жизни, уберечь от опасности попадания в различные псевдорелигиозные секты, деструктивные политические объединения, минимизировать влияние различных субкультур на мировоззрение и жизненные ориентиры.

Согласно новой концепции развития социальной, катехизаторской деятельности и молодежной работы на приходах, утвержденной на Архиерейском соборе 2-4 февраля 2011 г.,  необходимо уделять особое внимание привлечению молодежи к этой работе. Исходя из этого, компонент православного образования в православных гимназиях на этой ступени обучения должен обеспечивать обучающихся необходимыми знаниями и практическими навыками, которые помогут молодым людям, войти и активно работать в приходских и епархиальных объединениях по указанным направлениям. Некоторую основу для этого обучающиеся уже приобрели в основной школе. Духовно-образовательная основа, полученная обучающимися в начальной и основной школе, должна стать  главным фундаментом, на котором в старшей школе укрепляется вера.

 

Цели курса:

Глубокое осознание жизни во Христе, Его смирения, ига Христова, пути спасения как крестоношения.

Утверждение в духовной жизни. Формирование твердых нравственных устоев и взглядов на жизнь в современном мире и обществе.

Готовность и желание к работе на приходах в сфере социального, молодежного или катехизаторского служения.

 

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

Практических:

  • утвердиться в любви к Богу  и преданности православной вере;
  • формировать высоко духовного и нравственно целостного чада Церкви и гражданского общества;
  • формировать чувство духовного самосохранения и неприятия лжеучений;
  • научить различать  лжеучения  и аргументировано отстаивать свою религиозную позицию;
  • формировать умения применять полученные в ходе изучения предмета знания. Способность рассказать о своей вере, следуя словам апостола Петра:  «[будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» 1 Пет.3:15].

 

Познавательных:

  • развивать способности и стремления к самопознанию, систематической работе над собой, выражаясь словами Свт. Василия Великого, - «внимать себе»;
  • развивать стремление и способность самостоятельно анализировать исторические и политические события и их последствия в контексте православного мировоззрения;
  • развивать интерес, потребность и способности к дальнейшему самостоятельному изучению и осмыслению  православного вероучения.

 

Коммуникативных:

  • формировать стремления реализовывать христианские заповеди в собственной жизни, в общении с ближними;
  • развивать и укреплять такие качества православного христианина, как человеколюбие, сострадание, способность идти на уступки, трудолюбие, правдивость, деликатность, отзывчивость и внимательность к людям, патриотизм и др.,  следуя Евангельской заповеди: « И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» [Мф.7:12];
  • научить видеть в жертвенном служении Богу и людям подлинное счастье (блаженство) и исполнение своего человеческого предназначения.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММЫ

ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙВЕРЫ

 

Изучение «Основ православной веры» учащимися в 10 и 11 классах  старшей школы должно стать обобщением всего курса. На этой ступени обучения обучающиеся должны получить достаточно полное знание о православной вере, приобрести четкие векторы направленности в своем дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепить практический опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни.

Метапредметные результаты освоения на данном этапе обучения также остаются важным компонентом в образовательной системе. Результатами такой работы должны стать следующие компетенции:

  • развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого материала в контексте православного вероучения;
  • умение выбирать и использовать различные источники знаний, анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения;
  • развитие нравственного отношения к знанию: знания не ради собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения Богу и Отечеству;
  • формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия;

 

Личностные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Основам православной веры» выражаются в следующем:

  • твердое стояние в православной вере, её  традиции и культуре;
  • осознание себя чадом Православной Церкви;
  • приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами;
  • обретение православной жизненной позиции и мировоззрения, личностного самосознания, в неразрывной связи с Церковью Христовой и обществом;
  • приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;
  • приобретение знаний и опыта в апологетике (защите) и проповеди православной веры;
  •   приобретение твердых моральных устоев, христианского образа поведения и отношения к людям;
  • чувство личной ответственности за мир, в котором живем.

 

Предметные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Основам православной веры» выражаются в следующем:

•        понимание термина «религия» и знание отличия религии от секты;

•        знание основных аргументов доказательства бытия Божия;

•        знание основ христианской антропологии, учения о душе и теле человека;

•        знание и умение рассказать о богословском и литургическом значении православных Таинств;

•        знание и умение рассказать о православном богослужении;

•        знание основных отличий православия от католицизма;

•        понимание ошибочности учения Римо-Католической Церкви о примасе папы, о Деве Марии, о Филиокве и чистилище;

•        знание и понимание ошибочности протестантского учения об «оправдании верой», отрицании Предания, их литургической и мистической несостоятельности;

•        знание классификации сект;

•        представление об учении и внутреннем устроении сект: Свидетели Иеговы, Мармоны, Саентология, Мунизм, Общество сознания Кришны, “Трансцендентальная медитация” (ТМ), “Сахаджа йога”; Неопятидесятники (харизматики), «Семья», « Церковь Христа», Культы “Новой эры»: Движение “Нью эйдж”, “Богородичный центр” — “Православная Церковь Божией Матери Державная”, “Белое братство”, Секта Виссариона — “Община единой веры” — “Церковь последнего завета”, Порфирий Иванов и секта “ивановцев”;

•        знание о неоязыческом движении, понимание опасности и вредоносности подобного явления;

•        знание причин и следствий грехопадения; путей борьбы с грехом и противодействия злу, осознание покаяния как « пути домой»;

•        представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);

•        знание  и понимание того, «что значит быть христианином»;

•        знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в Православии и этике.

 

 

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Изучению «Основ православной веры» в старшей школе предполагается отводить один учебный час в неделю, что составляет 68 часов и соответствует 10-11 классам образовательной школы. Как правило, в учебном плане предмет должен быть встроен в часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьный компонент).

Исходя из этого количества часов, учитывая необходимость проведения проверочных и контрольных работ, а так же творческих уроков, экскурсий и познавательных встреч, предлагается примерное содержание курса для старшей школы.

 

 

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

 

Направленность курса «Основы православной веры» на достижение поставленных целей и задач представлена в структуре примерной программы и нашла свое отражение в  следующих содержательных линиях:

  • Первая содержательная линия направлена на формирование твердых нравственных устоев в жизни, понимание Бога не только как Творца, но и Спасителя, раскрытие Господа Иисуса Христа как ипостаси единого Бога, отдавшего Себя «за жизнь мира» (Ин.6;51); следование примеру Господа Иисуса Христа, давшего образец  жертвенного служения, поиск своего пути служения в Церкви. Данная линия находит свое отражение в разделах «Основное богословие», « Литургика и Литургическое богословие», «Нравственное богословие».
  • Вторая содержательная линия направлена на укрепление обучающихся в православной вере и её традициях, а так же формирование неприятия лжеучений и деструктивных воздействий. Линия представлена разделами: «Сравнительное богословие» и « Сектоведение».

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Основное богословие (апологетика). Этимология слова «религия». Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и в сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Отличие Церкви от тоталитарной секты. Доказательства бытия Бога. Нравственный аргумент. Онтологический аргумент. Космологический аргумент.Православное учение о душе. Проблема души, ее существования и бессмертия. Отношение христианства к человеческому телу. Важность телесной жизни для спасения человека, догматические основания для этого - Боговоплощение Иисуса Христа, Воскресение из мертвых. Уникальность христианства как религии, объясняющей смысл земной жизни человека. Заботы о телесном здоровье, мнения отцов Церкви об этом (преп. Максим Исповедник, авва Фалассий).

 

Литургика и Литургическое богословие. (Богослужения и Таинства). Символический и богословский смысл Таинств Церкви. Богослужение Страстной Седмицы: символика, богословский смысл, основные литургические особенности.

 

Сравнительное Богословие. Католицизм. Отличие  от православного учения о Троице. Учение о верховной церковной власти епископа Рима. Догмат о вероучительной непогрешимости Римского первосвященника. Римо-католическое учение о спасении. Материальные догматы Римо-католической Церкви. Протестантизм (обзорно). Отвержение Церковного Предания и авторитета Соборной Апостольской Церкви в вопросах веры и церковной организации. Учение  об оправдании верою. Отличие от православного учения о спасении. Современное состояние и упадок протестантизма. Экуменическое движение.

Сектоведение. Тоталитарные секты: общие понятия. Классификация сект. Обзорно о сектах: Свидетели Иеговы, Мармоны,  Саентология, Мунизм. Псевдоиндуистские секты: Общество сознания Кришны, “Трансцендентальная медитация” (ТМ), “Сахаджа йога” и другие. Псевдобиблейские секты: Неопятидесятники (харизматики), «Семья», « Церковь Христа». Культы “Новой эры»: Движение “Нью эйдж”. Секты отечественного происхождения: “Богородичный центр” — “Православная Церковь Божией Матери Державная”, “Белое братство”, Секта Виссариона — “Община единой веры” — “Церковь последнего завета”.
Парфирий Иванов и секта «ивановцы». Неоязычество  («родноверие», «традиции»,  «ведизм»).

 

Нравственное богословие (в форме бесед, рассуждений). Божественное откровение как источник нравственного знания. Грехопадение человека и падшесть человеческой природы. Создание человека по образу и подобию Божию. Богообразный  человек. Событие и сущность грехопадения. Роль диавола в грехопадении человека. Грехопадение, причины и следствия, искажение человеческой природы (повреждение ума,  ложь и слушание  обмана, нерассудительность, стремление к самостному знанию, любопытство). Повреждение воли. Непослушание Богу. Своеволие. Гордость. Самолюбие. Злоупотребление богодарованной свободой. Свобода и воля. Нравственная поврежденность. Нелюбовь к Богу. Неблагодарность. Глупость. Покаяние как  «путь домой». Осознание ошибок и покаянные переживания. Беседы о покаянии (на примере 50 Псалма и житий святых). Понятие о грехе и добродетели. Нравственный путь. Воздержание,  преодоление себя,  самоотвержение, жертвенность, подвиг. Начала аскетической жизни. Любовь к ближнему. "Заповедь новую даю вам..."  Свойства любви. Любовь к Богу и ближнему в их взаимодействии. Семейная этика: супружеские отношения. Семейная этика: взаимоотношения между родителями и детьми. Христос – второй Адам.Возрождение  и явление совершенного человека.  Подражание Христу (быть христианином - значит следовать за Христом, уподобляться Ему). Иисус Христос - образец нравственной жизни. Святость в миру. Служение и блаженство. Заповеди блаженств как путь нравственного восхождения («Служение требует жертвенности, а жертвенность невозможна без непрерывного и глубокого покаяния»).  Общественная нравственность. Этика общественного служения. Добродетели современного христианина. Православие и этика.

 

 

 


К оглавлению раздела...
© 2012 Duchonovo.ru
Дизайн и программирование: Freedom Studio